Russia 版 (精华区)
发信人: fishking (欺软怕硬), 信区: Russia
标 题: 电影<纳尼亚传奇>在俄罗斯公映
发信站: BBS 哈工大紫丁香站 (Wed Jan 11 15:37:53 2006)
На экраны вышли "Хроники Нарнии" по Льюису.
В преддверии Нового года и Рождества (неваж
но какого – в России ухитряются праздноват
ь оба) кинотеатры разразились фейерверком
детских блокбастеров, делающих вид, что они
– блокбастеры взрослые. На экраны одноврем
енно вышли четвертая часть "Гарри Поттера",
третья реинкарнация "Кинг Конга", "Хроники
Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный Шкаф" /Chroni
cles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe, The/ (2005), а зате
м, с некоторым разумным отставанием, вторая
часть "Ночного дозора" (2004) – "Дневной дозор
" (2005). Все они работают с мифологическим мат
ериалом.
Особенно показательны диснеевские "Хроник
и Нарнии" – надо полагать, фильм первый из о
чередного сенсационного киносериала. В осн
ове – книги ирландского писателя Клайва Ль
юиса, поначалу стихийного атеиста, а затем
ставшего убежденным христианским проповед
ником, облекавшим евангельские истины в фо
рмы философских сказок в стиле "Волшебника
из Страны Оз". Едва выйдя на экраны США и Ка
нады, первая часть "Хроник" за один только у
ик-энд отбила более трети своего 180-миллион
ного бюджета, заняв первое место по сборам
и оставив позади стартовавшего почти однов
ременно "Гарри Поттера 4".
По форме это "фэнтези", упрощенный вариант "
Властелина колец", выполненный в технологи
ях "Бэйба" /Babe/ – киносказки про говорящего п
оросенка. По сути – еще одна версия существ
ования рядом с нами параллельного мира, где
схватка добра и зла предстает в дистиллиро
ванно чистом виде. Четверо подростков-англ
ичан, спасаясь от бомбежек Мировой войны, о
казываются в тихом сельском доме некоего п
рофессора, где в платяном шкафу обнаружива
ют выход в заснеженную страну Нарнию. Там о
битают козлоногие фавны, говорящие бобры, б
оевые кентавры, и все стонут под игом Белой
Колдуньи, в исполнении Тилды Суинтон смахива
ющей на клон Снежной Королевы. Колдунья пре
дставляет собой силы Зла, ей служат гнусные
волки, ее оружие – обман, коварство, умение
вовремя подкинуть соблазн.
Попавших в Нарнию подростков она именует д
етьми Адама и дочерьми Евы. В фильме явятся
и подобие Древа Познания, и Эдемский сад, и
сам Создатель в облике льва Аслана, которы
й немедленно уводит воображение от Евангел
ия в мир диснеевских Королей-Львов.
Книги Льюиса стали предметом серьезных исс
ледований. Их подняли на щит теоретики прав
ославия. Диакон Андрей Кураев утверждает: "
В этих книгах, написанных англичанином и пр
отестантом, более всех имеем нужду мы, русс
кие и православные... Эти сказки заполняют п
устую нишу в храме православной культуры. К
ниги Льюиса действенны тем, что они не сраз
у выдают свою тайну: они проповедуют, не нас
тавляя...". И это правда: назиданий в истории
о Белой Колдунье не больше, чем в сказке о С
нежной королеве. Но теоретикам стоит тольк
о начать: восхищаясь тем, что Льюис даже чис
лом своих книг о Нарнии повторяет "семь дней
творения", Кураев с неприязнью пишет о "наш
ей неискоренимой философской привычке", в с
илу которой "нам кажется, что объяснить – зн
ачит понять, а понять – значит принять". И ту
т же проговаривается: "Христианская мысль и
менно потому и не объясняет исток зла, чтоб
ы было легче бороться со злом". Хотя именно
здесь теоретическая база всех религиозных
войн истории: бороться вслепую, не задумыв
аясь о природе "противника", который, возмож
но, и не противник вовсе. Противник, по Кура
еву, – свобода. "Зло – в тайне свободы, – пише
т Кураев. – Мы в своей свободе взрастили смер
ть".
Конечно, эти теории Кураева полны очевидны
х и, я бы сказал, инфантильных противоречий
– но они органичны для религиозного сознан
ия, почитающего человечество "детьми Божьи
ми", нуждающихся в поводыре. Но к назиданиям
нарастает аллергия. Поэтому такими близки
ми сердцу богослова оказались сказки Льюис
а. Интересно, как теперь примет наша церков
ь эту голливудскую экранизацию.
Впрочем, ни фильм, ни пишущие о нем на Запад
е на евангельских параллелях благоразумно
не настаивают. Речь идет о вечных человече
ских пороках – злобе, зависти, предательств
е, сластолюбии, стремлении к безраздельной
власти над людьми и миром. Сугубо евангель
ских истин в этой истории не больше, чем в с
казках Андерсена, в русском фольклоре или д
аже древнегреческом мифе. Христианин, мусу
льманин или атеист говорят, в сущности, об о
дних и тех же нравственных законах. Но кажд
ая религия эти понятия и законы, составляющ
ие общечеловеческую ценность, пытается при
ватизировать, толкуя по-своему – отсюда конфл
икты, в наши дни дошедшие до фанатизма и гиб
ельных истерик.
Назвать картину Эндрю Адамсона конгениаль
ной первоисточнику я не рискну. Она предлаг
ает очередное фэнтези, не слишком оригинал
ьное и полное заимствований из новейших ко
мпьютерных анимаций, но зрелищное и верное
голливудским пристрастиям к морализующим
мифам. В ней нет "поттеровского" размаха, а
в сравнении с необузданными фантазиями Тол
киена мир Нарнии кажется скромным осколком
времен Ганса-Христиана Андерсена. Все пока
занное в "Нарнии" мы где-то уже видели, и еди
нственное, чем можно здесь восхититься, – э
то натуральные говорящие бобры, живой и сво
евременный укор плюшевому коту Бегемоту, кот
орый так подмочил евангельские истины ново
го российского сериала по "Мастеру и Маргар
ите".
И последнее в связи с лавиной киносказок, з
аполонивших кинопрокат. Средний возраст ки
нозрителей, как известно, неуклонно снижае
тся. Сегодня он уже равен 19 годам, и треть ки
нопублики – люди от 12 до 24. На эту самую акти
вную, по младости лет некритичную, а главно
е, расточительную часть общества все более
ориентируются продюсеры. Поэтому если до 8
0-х годов XX века главными жанрами кино были
мелодрама, вестерн, комедия и авантюра, то т
еперь на первое место вышла сказка. Тем бол
ее, что технологический взрыв в киноиндуст
рии наиболее эффективен именно в сказке и в
"фэнтези", что почти то же самое.
Слом тысячелетий, таким образом, знаменует
важный поворот в массовом сознании. Весь XX
век через кино человечество приобщалось к
своим интеллектуальным сокровищам – заним
аясь самопознанием, взрослело. Кино активн
о экранизировало мировую литературу от Шек
спира до Чехова, Толстого и Достоевского. О
но не гнушалось сложного и звало массовую а
удиторию идти за собой. Сегодня, когда счет
денег в кинорулетке пошел на миллиарды, он
о уже никуда не зовет и вслед за молодеющей
киноаудиторией все более впадает в детств
о. Идет вспять в своем развитии и массовое с
ознание. И мы, как в детстве цивилизации, снова
во власти черно-белых мифов, с их помощью п
ытаемся объяснить мироздание и самих себя.
Семь слонов, черепаха и святая инквизиция
уже явственно просматриваются в самой близ
кой
--
Белый волк-одиночка огня не боится
Белый волк-одиночка к счастью стремится
Белый волк - одиночка даже в стае волков
Белый волк-одиночка роняет алую кровь
http://ark.hit.edu.cn/luntan/attachments/forumid_10/02_KtgjfhhEz1Bl.jpg
※ 来源:·哈工大紫丁香 http://bbs.hit.edu.cn·[FROM: 202.118.233.229]
Powered by KBS BBS 2.0 (http://dev.kcn.cn)
页面执行时间:203.534毫秒