Russia 版 (精华区)

发信人: elsila (临●举轻若重), 信区: Russia
标  题: Китайская культура中国文化1
发信站: 哈工大紫丁香 (Wed Jan 17 19:16:32 2007), 转信


Китайская культура - одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры. Во втором тысячелетии до нашей эры образовалось первое государство Шан-Инь. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов). На гадательных костях того времени обнаружены тотемические названия племен. Тотемом племени Шан являлась, по-видимому, ласточка. Но появилось уже и понятие бога - на одной из гадательных костей сам князь спрашивает согласия бога (возможно, небесного императора Шан-ди) на закладку города. 

В XII в. до н. э. государство Шан было завоевано племенем чжоу, пришедшим с запада. Для обоснования законности власти императора в большом разноплеменном государстве впервые была использована идея его небесного происхождения. Доминирование этой идеи объясняет ту легкость, с которой в Китае принимали новые династии. 

Широкие улицы городов государства Чжоу (где могли проехать девять колесниц) протянулись с севера на юг и с запада на восток. Появилась первая картина на шелке: женщина, над которой дерутся дракон и феникс; В XI-VI вв. до н. э. формируется поэтическое собрание народных песен и ритуальных гимнов "Шицзин". Правительственные чиновники собирали народные песни как информацию о качестве правления. В собрание включены и произведения, показывающие, как небо наказывает неумелого правителя (последнего царя Шан-Инь) и возводит на трон достойного, просвещенного Вэнь-вана - первого царя династии Чжоу Этический канон, который складывается в "Шицзин", вполне оформляется в конфуцианстве. 

Распространение железа, его применение в пахотных орудиях, использование в земледелии тяглового скота и искусственного орошения привели к изменению общества. Оно было разделено на пять рангов, которые определяли и уровень достатка, и качество жилища и одежды, пищи (простолюдин не имел права есть мясо); имелись различия даже в языке людей. В середине 1-го тыс. до н. э. эта система распадается в связи с возможностью продажи земли: появились "знатные, но бедные" и богатые представители низших слоев общества. Этому способствовало оживление торговли и ремесленного производства. 

Социальные отношения регулировались конфуцианством с помощью культа предков. Предок рода обычно был общим для целой деревни: старейшины общицы занимали и культовые должности. Простые китайцы имели в своем доме алтарь с табличками имен своих предков, представители высших рангов строили специальные храмы. Уважение к своим предкам подразумевало и уважение к существующему социальному порядку, к предкам вышестоящих чиновников и императора, который один имел право приносить жертвы небу. Нормы семейных и нравственных отношений поднимаются до официального уровня. Одним из важнейших требований к государственным служащим был высокий уровень образования: для продвижения по службе чиновнику приходилось сдавать экзамены по произведениям Конфуция (до 20-х гг. нашего века). 

Поскольку конфуцианство было идеологией иерархии на основе определенных кровно-родственных связей, многие китайские царства считались "варварскими". Собственно китайскими считались "срединные царства". Отчасти отношение к другим народам как варварам сдерживало захватническую политику верхов - не имело смысла владеть людьми, неспособными стать полноценнтформах; их основой служил каркас из столбиков и балок, стены возводились из глины, а с II в. до н. э. - из кирпича. Черепичные крыши украшали декоративные диски с пожеланиями счастья и богатства. Самыми высокими были дворцовые здания, рассредоточенные по городу и соединенные переходами и подвесными галереями. Дворцы строили из кирпича красного цвета, расположенные рядом административные здания - из желтого. Многие городские дома были двухэтажными. Столица ханьской империи Чанъ-ань была обнесена стеной с двенадцатью воротами. 

Вождь народного восстания Лю Бан (202 г. до н. э.), свергнувший династию Цинь и основавший династию Хань, вначале руководствовался принципами даосского неделания (что выражалось прежде всего в мягкости налоговой политики). Но расцвет империи Хань был связан с полным воцарением конфуцианства с характерным для него культом предков. Дороги к подземельям с гробницами знати охраняли керамические фигуры зверей и обрамляли каменные пилоны. На стенах гробниц гравировались изображения стражей в длинных халатах, животных - символов сторон света (феникс, дракон, черепаха, тигр), легендарные герои, сцены охоты, битв и даже покушений на императоров. Боги изображались в одежде чиновников. Ханьские погребения и дворцы украшались фресками, включая портреты, глиняными скульптурами (3 тысячи воинов в могиле Цинь Шихуанади). 

Уже в период борьбы царств (IV-III вв. до н. э.) постепенно складывался общекитайский язык. Этому процессу содействовал и иероглифический характер китайской письменности: соотнесенность знаков с предметами, а не со словами, позволяла использовать их в различных языках. Лишь к I в. до н. э. иероглифы приобрели почти современные очертания (потеряли изобразительность). Развитие с конца VIII в. до н. э. летописания, обогащение его комментариями и опытом риторики привело к появлению во 11-1 вв. до н. э. первой сводной истории Китая - "Исторических записок" Сыма Цяня. В конце IV в. до н. э. на основе народно-песенной традиции и мифологического материала поэт Цюй Юань создал крупные лирико-эпические произведения (аналог элегий и од) - "Скорбь отлученного", "Вопросы к небу". Один из первых людей государства Чу, он озабочен проблемами падения нравственности, отстаивает идею федеративного объединения китайских царств (объединение осуществилось в результате победы одного царства над остальными). Его последователь Сунь Юй (290-223 гг. до н. э.) также основывается на народном творчестве и ораторских традициях. В цикле "Девять изменений" он описывает свои настроения посредством аналогий с временами года. Его тяготение к даосскому мировоззрению сказывается и в независимой позиции по отношению к власть имущим. Оды поэта - это поэзия любовной тоски, они рисуют идиллическую любовь на лоне природы. 

Система имперского управления включала создание общегосударственных культов, основанных на народных традициях, в противовес местным аристократическим. Музыкальная палата Юэфу занималась сбором и обработкой народных песен. Возникли и авторские подражания фольклору - лирика в стиле юэфу Развитие театрализованных зрелищ привело к превращению актеров в особую касту, которой в столице был выделен особый квартал, но театр как таковой еще не возник. 

Наряду со старым конфуцианством возникает его мистический вариант, который к концу II в. н. э. утверждается как государственный и приобретает значение религии. В начале II в. превращается в религию и даосизм. 

В позднеханьской империи проживало около 60 млн. человек (одна пятая населения земного шара). В крупнейших городах проживали до полумиллиона человек. Но этнический состав очень изменился. Коренное население в начале I в. н. э. сильно сократилось из-за ряда стихийных бедствий. В то же время большие массы переселились в пограничные округа. Туда же переселялись и кочевники, признавшие власть императора (в частности, гунны и сяньби). После победы над цянами значительные их массы были переселены в центральные районы империи. В конце III в. в столичной области "варвары" составляли более половины населения. В начале IV в. в северную часть страны, ослабленную междуусобицами, начавшимися после распада ханьской империи, хлынули кочевые и полукочевые племена. Именно вожди этих племен возглавляли правительства сменяющих друг друга враждующих государств. Правительства этих царств копировали китайский чиновничий аппарат, опирались на китайских советников, но сохраняли свое обособленное положение. Возникает как бы двойное управление. Основой хозяйства становятся индивидуальные земельные наделы, им противостояло крупное землевладение "сильных домов", имеющих свои воинские подразделения и подчинявших себе всю округу. Однако высший слой "сильных домов" доступа к центральной власти не имел. 

В 1-11 вв. из Центральной Азии и Индии в Китай проникает буддизм. Особенно интенсивно растет число сторонников этой религии в V- VII вв.: в V в. в буддийских монастырях - 3000 человек, в VI в. - 82 700, в VII в. на севере страны в 30 000 монастырей около 2 млн. человек. С конца IV в. буддизм был признан государственной религией (что не влияло на отношение к другим религиям). Но временами светская власть ощущала разрушающее влияние буддизма или необходимость пополнить казну и делала это за счет монастырей: изымались земли, сокращалось число рабов при монахах, переплавлялись бронзовые статуи будд. Мастера из Индии, Афганистана, Центральной Азии высекали храмы в скалах, строили башни и пагоды в честь буддийских святых. В пещерах и столбы высекались в форме пагод, фигуры будд имели индийские очертания. Стены и потолки покрывали рельефы и фрески с беспорядочно расположенными изображениями святых и небесных музыкантов. 

Но позже образы приобрели местные черты, проявилось чисто китайское мастерство линейного ритма. Первые пагоды (Сунюэсы, 523 г.) имели округлые очертания, как у индийских башенных храмов. Под влиянием буддизма происходила аристократизация искусства, проявилась большая утонченность и субъективное начало. Стали известными имена художников, около 500 г. написан первый трактат о живописи (Се Хе), возникают различные типы портрета. Для литературы того времени характерны пессимизм и мотивы душевного одиночества, расцвела лирическая поэзия. Цао Чжи (194- 232 гг.) писал о человеческих страданиях во время войны, Жуань Цзи и Цзи Кан выступали против деспотизма. Новатором поэтической формы стал поэт-отшельник Тао Юаньмин (365-427 гг.). Его лирика, наполненная философскими раздумьями о смысле жизни, о человеке послужила образцом для поэтов следующих эпох. В фантазии "Персиковый источник" он изобразил идеальное общество людей, ушедших от политики и живущих своим трудом. С печалью говорил поэт о том, что в его окружении не нашлось даже любопытных, которые захотели бы посмотреть на это общество, обнаруженное рыбаком в укромной долине. Буддийские истоки просматриваются в пейзажной и философской лирике Се Линъюаня (385-433 гг.). Во времена династий Тан (618-907 гг.) и Сун (589-617 гг.) формируется централизованное государство с жесткой иерархией (что соответствовало идеалу махаяны). Претенденты на чиновничьи, а потом и на военные должности должны были сдавать экзамены, демонстрируя свои философские и литературные познания. В принципе к экзаменам допускались все, кто не принадлежал к простому люду, но три четверти кандидатов были из семей знати и чиновников. Ориентация общества на необходимость сдавать экзамены вызвала развитие системы образования: в столице имелось восемь училищ, существовали школы и училища в уездных городах. Появились крупные библиотеки. Указом императора учреждены две академии: Лес Кистей и Собрание Мудрых, открывается школа актеров Грушевый Сад. Во второй половине IX в. книги печатают с помощью резных досок, составлен словарь литературного языка, активизируется перевод санскритских текстов. В связи с развитием международных отношений появляются труды по географии. В конце VI - начале VII в. создан жанр литературной новеллы. В прозе долгое время господствовал "параллельный стиль", полный литературных и исторических намеков. В начале IX в. конфуцианское по сути движение "за возрождение древности" (Хань Юй и Лю Цзунъюань) вызвало к жизни новые жанры с ярко выраженной поучительностью. Появляются любовные, фантастические и авантюрные новеллы, городская повесть, сказовый жанр, берущий начало в буддизме. Поэзия этой эпохи считается едва ли не наивысшим достижением китайской литературы. Стихи сочиняли все: "Полное собрание танских стихов" включало произведения 2300 поэтов. Наиболее значительными фигурами в поэзии этого времени признаны Мэнь Хаожань, Ван Вэй. Даосское мировоззрение позволило поэту Ли Бо глубоко прочувствовать мир природы. Легенда гласит, что и погиб он, пытаясь поймать отражение луны в реке. В струящейся воде Осенняя луна. На южном озере покой и тишина. И лотос хочет мне Сказать о чем-то грустном, Чтоб грустью и моя Душа была полна. Более рационалистична поэзия конфуцианца Ду Фу. Его стихи называют "поэтической историей" - они наполнены болью народных страданий и гражданскими мотивами, хотя он воспевал и китайскую архитектуру, живопись и музыку Социальную тему развивали и "Новые народные песни" Бо Цзюйи. 

--
上帝不是静止在他的天堂里,上帝是一个战士,他必须要作战,不停地作战,周围是茫茫的黑暗和空虚,每停顿一秒,黑暗就吞噬上来,所以上帝要不停的战斗,最惨烈灿烂的战斗,生命的大河都被战斗的血染红了。    


※ 来源:·哈工大紫丁香 bbs.hit.edu.cn·[FROM: 219.217.250.97]
[百宝箱] [返回首页] [上级目录] [根目录] [返回顶部] [刷新] [返回]
Powered by KBS BBS 2.0 (http://dev.kcn.cn)
页面执行时间:212.168毫秒